Ассоциация Предприятий Похоронной ОтраслиРусский | English

Родительская суббота накануне Троицы — день поминовения усопших

На главную
«Санкт-Петербург был основан 16 (27 мая) 1703 года, в праздник Святой Троицы, день почитания важнейшего символа христианского единения и любви. Обстоятельство это имело глубокий смысл при основании города, которому суждено было стать столицей великого государства.
Примечательно, что праздник Троицы по православной традиции связан с поминовением мертвых. Наверное, и в тот майский день в памяти свидетелей закладки нового города были те, кто погиб в боях Северной войны, в огне которой родился Петербург».
 
Из книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга»,
глава «История петербургского некрополя»
 
День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этом году он выпадает на 7 июня. В день накануне Пятидесятницы совершается заупокойное богослужение. В этот день, именуемый Родительской Троицкой субботой, принято ходить на кладбища к могилам своих усопших родственников и чтить их память.
Празднование Троицы связано с сошествием Святого Духа на апостолов, когда они все вместе собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. Тогда внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и этим шумом наполнился весь дом, в котором находились апостолы. Все они увидели разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
Троица — очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это не случайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. В некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Из веток деревьев, а также трав и цветов плели венки, носили их на голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород; закапывали молодые деревца во дворе возле дома, под окнами, у входа, по углам дома. В конце праздничного цикла всю эту зелень уничтожали — сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Засохшие остатки троицкой зелени использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий.
Троица проходит шумно и весело. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраиваются хороводы, игры, поются песни. Обязательно готовятся караваи. На праздничный обед созывают гостей, делают друг другу подарки.
По уставу Православной церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта Родительская суббота получила название Троицкой, и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через семь дней и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении Мясопустной Родительской субботы сказано, что «божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24).
Предшествующая Троице суббота считается одним из главных поминальных дней в году. Святая Церковь издревле призывает совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотцов, отцов, братьев и сестер наших, так как в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается как на живущих, так и на умерших. В Троицкую субботу, представляющую собой последний день Церкви ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в день Пятидесятницы, Православная церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них в одной из молитв воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».
В народной традиции Троицын день включается в цикл связанных между собой праздничных дней, которые начинаются с четверга седьмой недели после Пасхи, называемого у русских Семиком. Следующая заметная дата Троицкого цикла — суббота накануне Троицына дня (варианты названий — «Родительская суббота», «Задушная», «Троицкие деды»). Связь троицкого периода с обычаями поминовения умерших отмечалась в памятниках письменности XVI—XVII веков. Например, в Стоглаве обсуждалось оплакивание покойников на кладбище, когда «в Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам умерших с великим воплем».
Вслед за Троицким воскресеньем начиналась Троицкая неделя (или «Русальная», «Проводная»), в составе которой выделяются две даты: Духов день (понедельник) и четверг, называемый в южнорусских областях и в Полесье «Навская Троица», «Сухой день» или «Кривой четверг».
Кроме того, широко известны обряды, связанные с растущей и срубленной березкой. В Семик девушки ходили в лес «завивать» березку (то есть закручивали ветки на растущей березе в виде венка, перевязывая их лентами) или «заламывать» деревце (то есть пригибали ветки к земле, переплетая их с травой; заламывали верхушку березы), а в Троицын или Духов день венки на дереве непременно развивали, считая, что в противном случае березка «обидится». При «завивании» и «развивании» деревца гадали по венкам и цветам, девушки водили хороводы, устраивали под березой обрядовую трапезу. Во многих местах вслед за тем деревце срубали, рядили в девичий наряд или украшали цветами, лентами и ходили с ним по деревне, а затем березу топили в реке или сжигали.
 
Поминовение Близких
Когда умирает близкий человек, его родственники скорбят об утрате. Однако жизнь человека не заканчивается со смертью тела. Для православного человека утешение заключается в осознании того, что смерть — это необходимое условие для переживания воскресения Христова во всей полноте.
Каждое воспоминаемое Церковью событие является не просто памятной датой, а той реальностью, которую можно сейчас переживать со Христом, Божией Матерью, апостолами.
В этом году в выходные, на которые приходится праздник Троицы, жители Петербурга отправятся на кладбища, чтобы навестить могилы близких. Уже многие годы власти города организуют дополнительный транспорт, чтобы все желающие смогли добраться до удаленных кладбищ. Ведь именно в эти дни кладбища города посещают сотни тысяч человек.
Поэтому сегодня мы вновь решили напомнить нашим читателям о некоторых правилах, которые стоит соблюдать при посещении некрополей. В одном из выпусков нашей газеты настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игуменья София рассказывала о поминовении усопших и правилах поведения на кладбище. Итак.
— Важно знать, что «поминовение» означает молитвенную память о человеке, т.е. молитву о нем. Поэтому недопустимо во время поминальной трапезы «опрокидывать» рюмки со спиртными напитками со словами: «Помянем!». Это кощунство. Недопустимо возливать спиртное на могилу: это осквернение могилы.
— Важно молиться за покойного и в годовщину его смерти, день рождения, именин, а также в дни особого поминовения усопших: Родительские субботы, Радоницу. В эти дни также приходят в храм. После этого можно посетить кладбище и убраться на могилке. Недопустимо в такие дни идти на кладбище ВМЕСТО храма.
— Не следует идти на кладбище и в день Троицы. Также на кладбище не ходят в Страстную седмицу и от Пасхи до Радоницы. На Светлой седмице даже не совершается поминовение усопших, а отпевание совершается радостным пасхальным чином.
 
Все права защищены. © 2008-2014