Ассоциация Предприятий Похоронной ОтраслиРусский | English

Историю блокадной жизни Ленинграда еще долго предстоит изучать

На главную

8 сентября, в день 75-летия начала блокады Ленинграда, после ремонта в Соляном переулке, в доме 9, снова открылся Музей блокады и обороны Ленинграда. К открытию приурочены две новые выставки, связанные одной темой: «Блокада в фотографиях» и «Новые поступления». Работа выставок продлится до 14 ноября. Наш корреспондент побывал в музее в день открытия и уверен — сюда стоит прийти.

 
Человеческое измерение в черно-белых тонах

«Большинство известных сегодня фотографий Ленинграда 1941—1942 годов было сделано военкорами для ленинградского отделения ТАСС, редакций газет. Задача фотографов заключалась в том, чтобы показать людей фронта — бойцов и командиров Красной армии (Военно-морского флота), а в осажденном Ленинграде внимание должно было уделяться “жизни города-фронта”, стойкости и мужеству его защитников и жителей. Изображений же повседневной жизни блокадного города сохранилось немного, — рассказал директор музея Сергей Курносов. — Любительская фотосъемка на улицах города была запрещена, да и без водоснабжения, электричества и отопления было практически невозможно проявлять фотографии. Тем не менее запрет нарушался и такие фотографии, любительские и профессиональные, существуют».

Большинство из них не могли быть показаны ни в военное время, ни после войны, поскольку в целях пропаганды формировалась официальная история блокады, а человеческое измерение событий замалчивалось и подлинные масштабы трагедии не раскрывались.

«Когда мы готовили выставку, то решили в качестве пояснений к каждому из снимков использовать аннотации из дневников блокадников, где люди выражали свои подлинные чувства и эмоции. Со-единение этих двух источников позволяет создать более или менее объективную картину блокадной повседневности во всех ее тяготах и ужасах», — подчеркнул Сергей Курносов.

По словам куратора и автора выставки, заместителя директора по научной работе Милены Третьяковой, основой экспозиции послужила частная коллекция Михаила Карисалова, которую он передал в дар музею.

На стендах представлены работы 14 известных ленинградских фотокорреспондентов: Евгения Чернова, Александра Бродского, Бориса Васютинского, Владимира Капустина, Давида Трахтенберга и других. Работа выставки продлится до 14 ноября.


Каждый экспонат отражает историю

Вторая экспозиция — «Новые поступления». «Это человеческий аспект блокады, — говорит Сергей Курносов, — Подавляющее большинство экспонатов — то, что принесли сами ленинградцы-петербуржцы. Они сделали над собой колоссальное усилие, оторвали самое дорогое от себя, от истории семьи и отдали нам с единственным пожеланием — показать это всем. Ведь каждый экспонат отражает историю повседневности, историю поколения, охватывающую и предвоенные, и послевоенные события». Однако у музея катастрофически не хватает площадей. Сейчас в открытом доступе находится чуть меньше 4% того, что хранится в фондах.


Вопрос расширения музея остается актуальным

На повестке дня уже давно стоит вопрос о расширении музея. Ветеранам удалось достучаться до властей на самом высоком уровне. «Расширение музея, его экспозиции, придание музею новых форм деятельности — это и государственная, и общественная задача», — заявил глава Комитета Государственной Думы шестого созыва по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин на форуме общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников.

Проблема нахождения музея в Соляном переулке, кажется, снята с повестки дня. «Ни у кого не поднимется рука выселить музей из его исторического здания, — уверен Сергей Курносов, — но дополнительные площади нам все-таки очень нужны: для фондов, для экспозиций. Надежда на то, что Министерство обороны вернет музею все когда-то принадлежавшие ему помещения в Соляном городке, крайне мала. Они согласны только при условии, что город предоставит им адекватную замену».


Память о блокаде чтут во всем мире

По словам Сергея Курносова, история обороны и блокады Ленин-града должна быть проектом не городского, а национального значения, и память о блокаде — это ценность не только нашего города.

В 2014 году в польском Гданьске (в 1939 году — Данциг. — Прим. авт.), где прозвучали первые выстрелы Второй мировой, началось создание музея Второй мировой войны. Польские коллеги поставили перед собой непростую задачу — рассказывая о Второй мировой, делать упор не на битвах и сражениях, а показать ее ужасы, кровь, смерть. И Ленинград стал единственным городом России, подвигу и трагедии которого в музее отведен целый зал.

«Ленинград был обречен именно на уничтожение, никаких шансов у него не было, — отмечает профессор, доктор исторических наук Никита Ломагин, на протяжении десятилетий собирающий в различных зарубежных и отечественных, в том числе и ранее закрытых, архивах свидетельства о блокаде Ленинграда.

Враг был убежден, что город штурмовать не нужно. И это несмотря на то, что Ленинград был важен не только как символ России, но и как промышленный центр и база — на тот момент единственная — Балтийского флота».

Фашисты считали, что, взяв город в осаду, они оттягивают наши силы от направления на Москву и высвобождают свои.

«При этом никакой капитуляции города ими и не предусматривалось — иначе пришлось бы принимать какие-то обязательства перед гражданским населением. Более того, при попытке женщин и детей покинуть Ленинград был приказ открывать сначала заградительный огонь, а затем на поражение. Блокада — это политика германского геноцида, сознательное умерщвление нашего города. Власти это понимали и ожидали самый негативный для Ленинграда сценарий», — убежден Никита Ломагин.


Мы далеко не всё еще знаем

И в то же время сами ленинградцы не знали, что им предстоит, плохо представляли ситуацию в городе, который был наводнен теми, кто по разным причинам ушел с фронта. Начиналось ожидание худшего. И 8 сентября стало водоразделом — никто не мог предположить, что будет дальше. Не было ни одного аналитика, эксперта, ученого, который смог бы хотя бы приблизительно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

Но затем под влиянием ситуации на фронте и активной пропагандистской деятельности настроения начали меняться.

«Недавно Центральный партийный архив рассекретил материалы продовольственного военсовета, — говорит Никита Ломагин. — Раньше между потребителем и распределителем было как минимум пять звеньев, а в блокаду решено было передавать продовольствие непосредственно из рук в руки, через столовые. Очень важна еще одна новая в блокадных исследованиях тема — инновационная деятельность в блокаду. В городе было очень много предложений от ученых о том, как решать проблемы с едой, искусственной кровью, транспортом. Ленинград — это тот источник, который фактически сформировал нынешнюю концепцию стратегических резервов».

По словам профессора, архивная революция, начавшаяся в 1990-х, позволила открыть целый пласт данных о том, что в блокадном Ленинграде внедрялись уникальные инновации, новые аспекты политэкономии, экономики, медицины, педагогики, который еще требует тщательного изучения.


Ксения КИРИЛЛОВА

 

СПРАВКА

Одним из почетных гостей выставки стал Владимир Яковлевич Ходырев — последний председатель Ленгорисполкома Ленинграда, который в апреле 1989 году подписал решение о восстановлении блокадного музея.

Музей начал свою работу 27 января 1946 года, во вторую годовщину снятия блокaды, и занимал весь комплекс выставочных павильонов бывшей Всероссийской мануфактурной выставки в Соляном городке, в здании бывшего Кустарного музея (построенного по проекту инженера-архитектора Петра Павловича Трифонова в 1901—1903).

В распоряжении музея было 39 залов, где разместилось свыше 38 000 экспонатов, в том числе подлинные образцы вооружения — тяжелые танки, различные виды самолетов, дальнобойные орудия. Экспозиционная площадь составляла 40 000 кв. м.

Решение о закрытии музея было фактически принято еще в 1949 году. Однако его уничтожали несколько лет.

31 августа 1951 года вышло постановление Совета министров СССР №3216-1523 о передаче помещений музея военному ведомству.

В ноябре 1952 года была образована ликвидационная комиссия во главе с заместителем заведующего отделом культурно-просветительской работы исполкома Ленгорсовета В.Ф. Гусевой.

Распоряжением Совета министров РСФСР от 21 января 1953 года №239-р Исполкому Ленгорсовета было указано расформировать Музей обороны Ленинграда.

Научные фонды и архив были переданы в Государственный музей истории города Ленинграда, Музею Октябрьской революции — знамена, награды партизан, личные вещи Героя Советского Союза Н.Г. Васильева, шинель генерала Н.Ф. Ватутина, скульптуры, картины, ручной печатный станок, библиотека. Артиллерийскому музею — техника.

Спустя тридцать с лишним лет, 24 апреля 1989 года, Исполком Ленгорсовета принял решение о восстановлении Музея обороны Ленинграда. Поскольку все помещения были заняты структурами Министерства обороны, для музея выделили всего лишь несколько помещений, занимаемых спортивным клубом военно-морской базы, общей площадью чуть более 1000 кв. м. 8 сентября 1989 года состоялось торжественное открытие возрожденного музея.

Сегодня выставочная площадь музея — 650 кв. м, временные выставки размещаются всего на 50 кв. м, фондохранилища занимают 200 кв. м. В коллекции музея находится более 52 000 музейных предметов и 17 000 экземпляров книжных изданий.

Все права защищены. © 2008-2017